10 интересных профессий, связанных с психологией и философией

Философ

Почти для всех абитуриентов философский факультет является своего рода «темной лошадкой». Возникает вопрос: какие преимущества дает философское образование в процессе поиска работы?

Прежде всего следует понять, что после философского факультета выпускник не становится философом в полном смысле слова. Философ – это не профессия, сводящаяся к набору знаний и умений. Это определенный тип мышления и миропонимания. Философом можно стать, и для этого необязательно оканчивать философский факультет. Тогда что может дать такое образование в современном мире?

Исторически философские факультеты готовили и продолжают готовить в первую очередь преподавателей, педагогическую элиту страны. Получив степень бакалавра, выпускник имеет право преподавать в средних и средних профессиональных образовательных учреждениях. Степень магистра дает возможность претендовать на пост преподавателя вуза. А это прямой путь к академической карьере.

В то же время понятно, что далеко не каждому абитуриенту профессия преподавателя интересна. Но это вовсе не значит, что философский факультет для него закрыт. На вопрос «где работают выпускники философского факультета?» самым простым и честным ответом является – «везде».

Философское образование – это фундаментальное образование, которое дает умение свободно мыслить, учит критичности, нестандартным подходам к обыденным вещам, развивает гибкость ума и способность к креативным решениям. Эти качества ценятся в любой сфере, какую бы ни избрал для себя выпускник. Также данное образование не является чисто гуманитарным, но включает естественно-научные дисциплины.

При этом выпускники философского факультета нередко оказываются даже в лучшем положении, чем более узкие специалисты. Приобретенная однажды специальность может устареть или стать неприбыльной. Но способность ориентироваться в современном мире, умение выделять стратегически важные вещи, осваивать новые знания остаются ценными во все времена.

Выпускники философских факультетов работают в сферах, связанных с переводческой и редакторской деятельностью, аналитикой в области культурной политики и СМИ, реализацией медийных и арт-проектов, в журналистике, политической сфере, бизнесе и творческих профессиях.

Получить философское образование можно практически во всех крупных университетах России, среди которых ведущими являются философские факультеты таких университетов, как МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, РУДН, СПбГУ и УрГУ.

Другие профессии из данной тематической группы

  • Социолог
  • Египтолог
  • Этнограф
  • Религиовед
  • Орнитолог
  • Конструктор
  • Микробиолог
  • Ботаник
  • Вирусолог
  • Химик
  • Нанотехнолог
  • Генный инженер
  • Наноинженер
  • Политтехнолог
  • Палеонтолог
  • Математик
  • Востоковед
  • Искусствовед
  • Астроном
  • Биоинженер
  • Почвовед
  • Эколог
  • Библиограф
  • Историк
  • Биолог
  • Культуролог
  • Лингвист
  • Ихтиолог
  • Метеоролог
  • Архивариус
  • Геолог
  • Политолог
  • Археолог
  • Биохимик

Вернуться к списку профессий

Кто такой философ?

Во все времена людей разных культур занимали вопросы о правилах устройства их окружающего мира, смысле жизни, и так далее. Каждая эпоха рождала людей, которые пытались дать ответы на мучавшие общество вопросы. Первоначально ответы на такие вопросы давались на уровне сочинительства различных сказок, объясняющих то или иное явление природы, свойство человека и так далее. Конкретного автора у этих сказок не было. До нас они дошли лишь в виде легенд, мифов, сказаний, эпоса того или иного народа. Перечень народов, имеющих такого рода коллективное творчество будет огромен и не является целью данной статьи, поэтому приводить здесь его не имеет смысла.

Однако на определенном этапе общественного развития наступает такой момент, когда всем членам общества становится не нужно от рассвета до заката быть занятым добыванием пищи. Это происходит тогда, когда производится и добывается ресурсов больше чем потребляется. Начиная с этого момента, интеллектуально одаренные члены человеческого общества получают возможность и «общественное разрешение» не заниматься производительным трудом, а посвящать все свое время умственным занятиям. Тогда они начинают искать ответы на вопросы, мучающие их современников, если и не всех, то, по крайней мере, наиболее развитую их часть.

Первой страной, положившей начало философии, давшей возможность интеллектуально развитым людям не заботиться о хлебе насущном, а целиком посвятить себя умственному труду, была Греция. Оттуда вышла целая плеяда всемирно знаменитых в наше время философов. И там же родилось название ныне всеми признанной науки – «философия». Этот термин произошел в результате слияния двух греческих слов: 1) «филиа» — любовь, стремление, жажда, 2) «софиа» — мудрость. Таким образом, дословный перевод науки «философия» будет – «любовь к мудрости».

А философ, следовательно, есть тот кто занимается наукой «философия». Кто же он такой философ? Мне приходилось слышать крайне полярные точки зрения в диапазоне от «ученый» до «пустобрёх». Здесь мы дадим такой ответ – философ – это тот, кто пытается найти ответ на следующие группы вопросов, которые в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: 1) Познаваем ли мир? 2) Существует ли Бог? 3) Что такое истина? 4) Что такое хорошо? 5) Что первично: материя или сознание?, и другие вопросы.

Мы можем сделать вывод, глядя на эти вопросы, что в каком-то смысле мы все являемся философами, а многие из нас, находясь в состоянии алкогольного опьянения, частенько воспаряют в философские выси и «изрекают» различные умные мысли, превращаясь в это время в доморощенных Кантов, Гегелей, Сократов, Платонов и Ницше вместе взятых.

Известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев в одной лекции высказал мысль о сущности философии, как о систематизированном сомнении. Иными словами, это наука о том, как сомневаться. Кураев – уважаемый мною человек, поэтому я присоединяюсь к его точке зрения, прибавляя при этом слово «мудрец», и получаю ответ на вопрос о том, кто такой философ, это – сомневающийся мудрец.

Неясность понятия «человек»

Понятие «человек» относится к типичным примерам содержательно неясного, или просто неясного, понятия. Хотя неточность данного понятия является не очень значительной, если она вообще есть. Круг людей резко очерчен. Нет сомнений и колебаний в том, кто является человеком, а кто нет. Особенно если отвлечься от вопроса происхождения человека, предыстории человеческого рода и т.п.

Но рассматривая это определение с точки зрения своего содержания, оно видится вполне неопределенным. Французский писатель П. Веркор, работая над своей книгой «Люди или животные», размещает такой эпиграф: «Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть». 

Далее писатель подчеркивает, что человечество похоже на клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. И только мы можем решить, кого допускать в этот клуб. 

Какие признаки могут послужить основой для определения живого существа человеком? На что мы делаем упор, когда причисляем к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Кратко говоря, какие признаки формируются у нас в голове, говоря о понятии «человек»?

На данный вопрос не существует четкого ответа. Мы можем найти десятки и десятки разных определений человека.
Одним из самых старых и известных из них является определение человека как животного, который наделен разумом. Но здесь возникает другой вопрос. Что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?

Платону надоели эти споры о сущности человека, поэтому он определял человека как двуногое бесперое существо. Давая определение человеку, не обязательно раскрывать его сущность, для этого достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных. 

В спор с Платоном вступил Диоген Синопский. Он взял цыпленка и общипал его, затем бросил к ногам Платона, сказав: «Вот твой человек». Затем Платону пришлось сделать некоторые уточнения. Он описал человека как двуногое бесперое существо с широкими ногтями. 

Еще один философ дал такое описание человека как существо с мягкой мочкой уха. Но все эти определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем, по существу.

Французский сатирик Ф. Рабле описывал человека как животное, которое способно смеяться (у Аристотеля есть сходная характеристика). В этом Ф. Рабле поддержал французский философ А. Бергсон. Он подчеркивал отличительную особенность человека в способности к ионизации, смеху, и способности смешить других.

В каждой эпохе встречаются свои определения человека, они представлялись для своего времени наиболее глубокими. Древние греки описывали человека как разумное животное, для христиан он был существом с бессмертной душой, для антропологов современности, человек определяется как животное, которое могло производить орудия труда. В психологии человеком называют животное, которое может использовать язык, в этики – это существо с «чувством высшей ответственности», для теории эволюции – млекопитающее с громадным мозгом и т.д.

Профессия Философ

В чем суть профессии Философ?

Философы имеют дело с духовными основами и условиями существования человека. Это востребовано, например, в области редакционных, общественных отношений, образования для взрослых или науки и образования.

От публикации к общественным отношениям

В издательствах философы ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Философы пишут, например, специализированные статьи или отчеты для издательств, телевидения, радио или других средств массовой информации, исследования для материалов на философские и культурно-исторические темы и в качестве, например, научных журналистов или журналистов готовят материалы на философские и другие социально значимые темы для широкой аудитории. Для деятельности в журналистике обычно в дополнение к завершенному образованию философа необходима стажировка или соответствующая практическая журналистская квалификация.

В образовании для взрослой аудитории философы разрабатывают и проводят непосредственно мероприятия по философским, культурным или культурно-историческим темам. Они также могут начать свой бизнес с философской практикой и консультациями клиентов. Темы варьируются от карьерных решений и целей до личных проблем, таких как конфликты пары, с более абстрактными вопросами о нравственности или осмысленности. Философский диалог стоит на переднем плане: соответствующая проблема отрабатывается с точки зрения причины и мышления.

Деятельность в области общественных отношений, например, связана с подготовкой пресс-конференций и дат и написанием пресс-релизов.

Для руководящих должностей часто требуется степень магистра.

В научных исследованиях и образовании

В академических исследованиях философы занимаются субдисциплинами, такими как онтология и метафизика (смысл и цель бытия), когнитивные и научные теории, логика и этика. Кроме того, существуют и другие области, такие как философия религии, философия права или философия истории. Философы анализируют и интерпретируют исторические и современные труды философских авторов, получают обзор литературы, делают ссылки и развивают теории дальше. Они сравнивают и оценивают теории с точки зрения их убедительности и обобщаемости. В основном речь идет о понимании человеческого существования и основных возможностях познания и понимания.

Философы формулируют и сохраняют результаты исследований в статьях или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о своих находках и достижениях. В лекциях они передают знания студентам, контролируют научную работу и принимают экзамены.

Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра и докторская степень.

История

История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.

Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.

Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.

Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.

Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.

Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.

Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.

Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.

Зенон

Скорее всего, ты слышал об этом философе как об основателе школы стоицизма. Зенон утверждал, что страдания – это наша ошибка, а ее причиной является отсутствие контроля воли. Он считал, что человек должен полностью научиться контролировать свои эмоции, ведь это – единственный способ достичь душевного спокойствия. По его мнению, печаль, гнев, ярость говорят о недостатках личности, которые можно с легкостью побороть.

Зенон считал, что наш мир – это отражение наших мыслей, и лишь от человека зависит его окружение. Его философия похожа на воззрения буддизма, которые говорят о том, что мы сами создаем наши страдания, а их причиной являются наши ожидания.

По мнению философа, мы не должны расстраиваться, нужно воспринимать вещи без излишней драмы. Например, смерть – это естественная часть цикла жизни человека, по этой причине нет смысла возводить ее в абсолют.

Потребительство, чрезмерные и завышенные ожидания от жизни являются причинами многих страданий.

Эти взгляды очень актуальны для современного общества.

Кому подходит

Научная работа подходит внимательным и усидчивым людям с острым и пытливым умом, склонных к долгому и скрупулезному изучению, анализу. Высокий интеллект, интерес к познанию – вот главные качества для исследователя. Тем, кто параллельно будет заниматься преподаванием, не помешают и ораторские навыки. Педагоги вуза ответственны за воспитание молодых специалистов и должны уметь заинтересовать их предметом, объяснить сложное понятным языком. Таким талантом обладают далеко не все преподаватели вузовских кафедр, поэтому тех, кто умеет работать с аудиторией, студенты просто обожают.

Структура философии

Как и любая другая наука, философия имеет свою структуру, вокруг которой до сих не утихают споры. Вариантов ее строения множество, однако, самой популярной точкой зрения является структура из трех уровней:

  1. Онтология (учение о бытие);
  2. Гносеология (учение о познании);
  3. Аксиология (всеобщая теория ценностей).

По мнению сторонников, она наиболее точно передает значение философии и отражает ее прикладное предназначение в жизни людей. Кроме того, данная структура наиболее полно показывает значимость ее существования.

Онтология – это учение о бытие, которое рассматривает связь между всем существующим на земле и людьми

Она подчеркивает важность взаимодействия мыслящей структурной единицей с действующей реальностью. В результате чего, индивид задумывается над собственной сущностью и бытия в целом

Будучи наивысшим существом на планете, человечество задумывается о многогранности всеобщей сферы и своего непосредственного участия в его развитии. Возникает целая система онтологических проблем, которые призваны решать различные философские системы.

Гносеология – это учение о познании, в рамках которого люди изучают собственную роль в мире, противостоят ему и понимают свое противостояние. Человек рассматривает всеобщее бытие как бы со стороны, рассматривая каждую деталь, тем самым выходя за иллюзорные грани познаваемого объекта. Представители частных наук никогда не пытаются раздвинуть предложенные рамки и задуматься над уровнем познаваемости мира, ибо предметом их изучения становится сама наука в своем предметно-ограниченном смысле.

Аксиология – это всеобщая теория ценностей, которая изучает практическую деятельность людей по освоению мира. Именно практическая сторона вопроса важна для аксиологии, она рассматривает, как человек применяет полученные знания, используя навыки и опыт, как он воздействует на окружающую среду и как влияет на течение событий. Однако влияние высшего существа на мир может быть остро-негативным и даже разрушительным. В связи с чем, философия рассматривает практическую деятельность людей на основании познания истины.

Востребованность и заработок

Рассуждать о том, что талантливые ученые всегда нужны и востребованы, нужды нет, это очевидно. Проблема в том, что в России многое противоречит здравому смыслу, поэтому хороший исследователь может запросто оказаться не у дел, а зарплаты у светил отечественной науки не идут ни в какое сравнение с оплатой труда их коллег из развитых стран. Большие деньги (опять же по нашим меркам) получают разве что те ученые, которые перешли на административную работу и возглавляют исследовательские институты, научные центры, учебные заведения. Их зарплаты могут превышать 100 тысяч рублей в месяц, а вот оклад «рядового» профессора в удаленном от центра России регионе часто не дотягивает и до 30 тысяч. Многое зависит и от области науки, в которой специалист работает. В России есть перечень приоритетных направлений, которые государство финансирует наиболее интенсивно: разработка оружия, ядерная энергетика, исследование космоса, нанотехнологии и т. д. Естественно, наличие или отсутствие государственной поддержки напрямую влияет и на зарплаты сотрудников: ученый специалист из нефтегазовой отрасли наверняка будет получать намного больше, чем его коллега, занимающийся исследованием древнерусской литературы. Так или иначе, в России наука явно не та область, куда стоит идти ради заработка.

Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски

Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?

Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.

Диплом философа: куда идти работать?


Любовь к мудрости называется философией.

Цицерон

Что такое философия?

Давайте заглянем в самый популярный энциклопедический источник — Википедию. Итак, филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Кто такой философ?

И опять давайте обратимся к Википедии: «Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος — любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего

В связи с тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни занимается поиском истины (как говорили древние: каждый человек — философ), философами называют тех людей, которые этому занятию уделяют первоочередное внимание»

Получается, что каждый из нас философ. Ведь все мы время от времени, а бывает, и большую часть времени думаем над вопросами: «Кто я? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни и есть ли он? Что выбрать и какой дорогой пойти?»

И если Вы делаете поиск ответов над вопросами делом всей жизни, вы официально называетесь философом. Если же вы иногда рассуждаете на философские темы и о своем месте в этом мире, то для окружающих, выражаясь повседневным языком, вы погрузились в хандру.

Рассмотрим первый вариант, вы – философ! Что вас ждет?

С детства вы были задумчивы, читали книжки не по годам. Или, наоборот, непоседливы, энергичны, легки… Теперь вы студент философского факультета. И это становится объектом нашего повышенного внимания. Возникает совсем не философский вопрос – а куда идти выпускнику с дипломом, в графе которого указана специальность «философ»?

Я училась на факультете социологии и политологии, где в течение 2-х лет преподавали предмет «философия». И это был один из моих любимых предметов. Судите сами, где еще все вами сказанное есть истина? Математика? Литература? Или может быть история? Нет, таких наук больше нет и в этом уникальность философии!

И все же, кем работают философы? С этим вопросом я обратилась в деканат философского факультета. Вот, что мне сказали: «Наши выпускники везде находят себя, в разных отраслях». Согласитесь, ответ вполне в духе факультета. Но ведь это действительно так. Если Вы философ, Вы можете делать научную карьеру, а можете уйти в журналистику или открыть свой бизнес.

Подтверждением этому служит и небольшое интервью с бывшим студентом философского факультета, который, спешу отметить, в настоящее время работает в одном крупном рекламном агентстве.

— Роман, кем могут работать выпускники философского факультета?

— Журналистика, реклама, в основном там и работают, но есть знакомый в турсфере.

— Какие планы на будущее у среднестатистического студента философского факультета?

— Реклама, журналистика, секретариат, в общем куда возьмут. По-моему, это сейчас касается почти всего образования. Заканчиваешь одно, а работаешь там, куда берут. Ну а особые счастливцы работают где захочется. Так что, философский факультет не исключение.

— Какие минусы и плюсы учебы на философском факультете?

Среди плюсов можно отметить хорошую атмосферу, почти все преподаватели вызывают уважение, можно высказывать свое мнение, отличное от преподавательского, ну и фундаментальное изучение философских дисциплин — это вообще добро.

Таким образом, философское образование универсально по своей сути и, прежде всего, делает Вас всесторонне развитой личностью, личностью, чьи знания становятся базой дальнейшей жизни. И, тем не менее, любая учеба – это огромный труд. А на философском факультете придется трудиться очень серьезно. И, если вам философия действительно интересна, тогда дерзайте и не бойтесь. Сартр говорил, что человек – это чистый лист бумаги, и вы сами пишете себя и свою историю!

P.S. Вот и мне пригодились 2 года философии, что еще раз подтверждает ценность, вернее бесценность, данной науки! Удачи!

Ксения Третьякова

Мне нравится

17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector