Как научиться программировать на любом языке

Как мы воспринимаем компьютерную информацию

Кадр из фильма «Старик Хоттабыч», Ленфильм, 1956 год.

Догадливый читатель, разумеется, предположит, что из мнемокода, из условного английского языка в нашем игровом примере, можно сделать перевод на русский, понятный нам язык. По идее, это может выглядеть так:

Слезай=UP, С(о)=FROM, ELEPHANT=Слона.

Получается следующее:

UP FROM ELEPHANT = Слезай Со Слона

Вот мы, кажется, добрались до понятного нам языка. Но всё не совсем так. Дело в том, если мы посмотрим на современные компьютерные и смартфоновские приложения, там мало русских или английских слов, меню и прочего. В них много картинок: кнопок, галочек, отметок, рисунков и прочего. Язык общения с компьютером давно стал визуальным, рисованным, если можно так выразиться.

Поэтому на последнем этапе перевода с мумбийского языка процессора компьютера на русский язык пользователя компьютера, мы должны увидеть не русские слова «слезай со слона», а некие графические образы. Скажем, будет нарисована лестница, которая сама по себе или с чьей-то помощью будет приставлена к слону. Далее возникнут некие призывные действия (скажем, музыка, звуки, указатели на экране), которые четко покажут нам: давай, по-быстрому, слезай со слона!

Получается, что самый последний переводчик с условного английского языка мнемокодов должен переводить мнемонический (буквенно-цифровой) код на язык графики, язык рисунков. Собственно говоря, так и происходит. В итоге мы видим графические образы (сопровождаемые текстами и звуками) на экранах наших устройств.

Переводим команды процессора в визуальные образы и обратно

Допустим, мы слезли со слона, как призывает нас последний переводчик с условного английского на графический язык. Но потом по условию задачи нам надо обратно залезть, типа, «поехали дальше».

Значит, мы мышкой или тапом пальцем покажем, что собираемся залезть обратно. А откуда вдруг возьмется (из ниоткуда) лестница? Нужно, получается, перевести процессору:

  • с графического тапа (клика) по спине слона, означающего «поехали дальше», на язык мнемокода,
  • затем из мнемокода нужно сделать шестнадцатеричный код,
  • наконец, понадобится получить двоичный код из шестнадцатеричного.

И только тогда процессор сделает некие действия, чтобы в ответ наш экранный персонаж взгромоздился на высокую спину могучего животного (на картинке, разумеется).

Получается, что перевод происходит как вперед (с двоичного кода на язык визуализации), так и назад (с языка визуализации на двоичный код). Собственно говоря, в начале статьи об этом так и было сказано на примере «катания на слонах».

Нам говорят некий текст на языке племени Мумба-Юмба, переводчики последовательно переводят этот текст. Мы задаем встречный вопрос. Навстречу происходит обратный последовательный перевод.

Pascal и Delphi — самые строгие учителя

Такое заявление вас может сильно удивить, но не спешите закрывать вкладку со статьей: это рекомендация от практикующего senior-разработчика PHP.

Почему Pascal?

Если мы говорим именно об обучении программированию с самых основ, то начинать нужно на Pascal или Delphi.

Дело в том, что Pascal — это очень структурированный и упорядоченный язык. Он учит правильному программированию. В нем есть отдельная секция для описания переменных. В целом синтаксис языка строгий: например, программист не сможет поставить запятую после последнего элемента массива.

Пример программы на Pascal.

Такие языки, как PHP и Node.js, позволяют разработчику очень много вольностей в процессе написания кода. В результате без необходимых знаний о том, как правильно программировать, вы с большой вероятностью получите «грязный» код со множеством ошибок.

Пример ужасного PHP-кода при условии, что в свойстве active передаются строки ‘true’ и ‘false’:

$len = strlen($r->active);if ($len == 4) {$a = true;} else {$a = false;}if ($a){//do something}

А так выглядит корректный код:

if ($r->active == ‘true’){//do something}

Другой показательный пример, когда метод класса может принимать в качестве единственного параметра объект, массив, число или строку. Новички делают проверку метода на тип параметра и ошибаются. Для нее нужно использовать либо четыре разных метода, либо четыре класса и применить паттерн Strategy.

Pascal учит хорошему тону в разработке. Например тому, что нужно всегда объявлять переменные и правильно их называть. Многие программисты на том же PHP часто грешат тем, что забывают об этом. В итоге значение переменной не присвоено, и без него она используется во всем скрипте — неудивительно, что программа не работает так, как нужно.

Почему Delphi?

Альтернативный вариант строгого учителя программированию — язык Delphi. По эффективности и результату это тот же Pascal, только для ООП: с ним вы поймете SOLID-принципы. Вы не сделаете того, что можете реализовать средствами С или PHP, — но для человека с нулевыми знаниями и отсутствием опыта это преимущество, а не недостаток.

Если новичок решает, с какого языка программирования начать, и выбирает PHP и ему подобные, то его код будет очень «грязным», неаккуратным и трудно читаемым — потому что синтаксис позволяет так писать. И здесь ответственность за чистоту кода ложится на плечи самого разработчика. Поэтому мы и советуем начинать с технологий, которые вы назовете «древними», и будете правы.

Учебные лабораторные работы на Pascal и Delphi создают несколько рафинированное представление о коде и программировании — то есть оторванное от реальности. Ведь вы не занимаетесь техническими задачами в настоящем, работающем проекте. Они не дадут системного подхода и полной картины программирования.

Пример тренировочных заданий по Delphi.

Вместо решения лабораторных без практического применения попробуйте написать простую программу для работы с клиентами: не сайт, а, например, десктопное приложение для учета. Еще варианты: графический или текстовый редактор, браузер, антивирус или любая программа под свои нужды. Это будет хорошей практикой для новичка, желающего самостоятельно обучиться программированию с нуля.

Что такое веб программирование

Почти все люди пользуются Интернетом, однако немногие знают, что представляет собой эта отрасль. Человек, который создает с помощью языков программирования различные приложения для компьютера, называется программистом.

В наше время Интернет использует почти каждый человек

Благодаря ему другой человек может заниматься творчеством, играть в игры и в принципе пользоваться компьютером.

Эти люди позволили человечеству открыть новую технологию, без которой современный человек не может уже существовать.

Веб программирование является практически тем же самым, только все приложения используются в Интернете.

Достаточно лишь открыть браузер, чтобы понять, что сделали веб программисты. Все ресурсы хранятся на мощнейших серверах, в том числе и приложения.

Человек выполняет нужное действие сразу в двух местах: на веб сервере и в своем компьютере. Во время веб-программирования налаживаются обмен информации с сервером и клиентом.

Использование и настройка локального API CrowdSec

Если вы впервые видите наши посты, то скажем пару слов о проекте. CrowdSec — это инструмент с открытым исходным кодом, который используется для обнаружения и блокировки вредоносных IP-адресов на основе локальных шаблонов поведения. Также возможно подключение бан-листов, причем как локальных, сформированных самостоятельно, так и общих, которые создаются всеми пользователями CrowdSec коллективно. Подробнее вы можете почитать об этом в наших предыдущих статьях.
В версии CrowdSec 1.x реализовал локальный API, к которому может обращаться как клиент приложения, так и пользователь через командную строку, в том числе и на удаленные машины.
Что он умеет?
Наш локальный API делает несколько вещей. Прежде всего, он позволяет полноценно работать баунсерам, которые берегут покой вашего сервера или машины. А также именно через API ведется учет и мониторинг за принятыми системой решениями.
Что за решения? Прежде всего, это блокировка по IP-адресу или целому диапазону адресов, если атака имеет массированный характер. Также может учитываться имя пользователя или вообще любой другой параметр, который вы захотите настроить. Чтобы все это работало, у баунсера просто должен быть ключ нашего API, который сгенерирован на серверной стороне CrowdSec.

Как мы пытаемся автоматизировать учет рабочего времени по проектам для простых рабочих

Сегодня затрону тему, актуальную, для многих компаний, в которых работа сотрудников разбита по проектам и задачам, и которым важно контролировать затраты и прогресс в разрезе конкретных объектов, заказов и т.д. Как это часто с нами бывает, о данной проблеме мы узнали от наших действующих клиентов, которые уже пользовались нашей системой автоматизации процессов управления и учета рабочего времени TARGControl

Сперва с данным запросом к нам обратилась строительная компания, затем похожий запрос мы получили от компании, задействованной в сфере производства электротранспорта, позже от организации занимающейся производством и монтажом промышленного оборудования

Как это часто с нами бывает, о данной проблеме мы узнали от наших действующих клиентов, которые уже пользовались нашей системой автоматизации процессов управления и учета рабочего времени TARGControl. Сперва с данным запросом к нам обратилась строительная компания, затем похожий запрос мы получили от компании, задействованной в сфере производства электротранспорта, позже от организации занимающейся производством и монтажом промышленного оборудования.

Проанализировав рынок, мы осознали, что если для офисных сотрудников можно достаточно легко найти инструменты, чтобы организовать учет и контроль затрат времени в разрезе проектов, то для других сотрудников, задействованных непосредственно в процессах производства, строительства, монтажа – это действительно актуальная проблема.

Чтобы понять актуальность проблемы можно рассмотреть весьма условный пример – строительная генподрядная компания строит жилой дом. Для этого есть проектная документация, которая определяет, кроме всего прочего, и объем трудозатрат (одна из основных статей затрат в строительстве) по каждому этапу строительства и каждому виду работ. То есть чтобы построить дом за определенный срок и за определенные деньги нужно иметь инструменты для правильной организации труда, анализа и контроля, которые позволят отслеживать прогресс проекта, контролировать затраты человеко-часов на работы и сравнивать реально затраченные (и, как правило, оплачиваемые) человеко-часы с объемом выполненных работ. Если инструментов нет, то неэффективность организации работы приводит к низкой производительности труда, увеличению сроков строительства и, как следствие, росту стоимости. До поры до времени компании могут свою неэффективность закладывать в себестоимость работ (услуг), но этот процесс не вечен.

С чего начать?

Выучить программирование в домашних условиях довольно сложно, однако такой выбор обязательно со временем окупится. В свободном доступе есть множество пособий и книг для освоения нового. Стоит понимать, что существует много языков программирования, и каждый создан для определенного круга задач. Есть и другая информация, которую придется изучать.

Для облегчения можно начать обучение программированию с курсов. Так, человек с практическим опытом сможет помочь определить вектор обучения. Более того, это отличный способ для сокращения временных затрат. Уроки и задания от профессионалов позволят быстро сориентироваться в большом количестве информации.

Преимущества самостоятельного освоения профессии:

  • большое количество практики, которая обязательно понадобится в ходе изучения языков и библиотек;
  • возможность быстро начать зарабатывать, применяя новые навыки;
  • более ответственный подход и настрой;
  • минимальные финансовые траты или их полное отсутствие.

Стоит отметить, что стать профессионалом за короткий период времени не получится. Советов спрашивать не у кого, поэтому в обучении придется сталкиваться со многими сложностями. Поиск информации и ее анализ занимает больше времени, чем само обучение. Но в любом случае стоит определиться с родом деятельности в самом начале.

Часто новички начинают с освоения сложных и престижных языков. Первое время интерес сильный, но большая нагрузка приводит к его потере.

При выборе первого языка стоит ориентироваться на такие критерии:

  • возможность будущего трудоустройства;
  • низкий уровень вхождения;
  • направление деятельности.

Уровень вхождения предполагает ту сложность языка, которая не заставит отказаться от его изучения.

При этом важно четко понимать, подходит ли язык программирования для решения тех задач, что вызывают интерес. Так, для написания сайтов и игр нужно получить разные знания и навыки

Разобраться в HTML и CSS

В самом начале пути стоит получить базовые навыки. HTML является языком гипертекстовой разметки. С его помощью создается веб-страница. Изучение довольно простое, ведь язык состоит из понятных тегов. CSS позволяет оформить ранее созданный элемент так, чтобы он был визуально красивым.

Найти подходящую литературу в свободном доступе легко, но в оригинале она на английском языке.

Освоение HTML и CSS дает возможность работать верстальщиком. При желании стоит остановиться на этом этапе, уделить ему чуть больше времени.

Познакомиться с jQuery

Библиотека JavaScript имеет простой и понятный синтаксис. Есть довольно много литературы, которая поможет в обучении. Набор функций jQuery существует уже давно и позволяет улучшить страницу уже после использования HTML и CSS. С помощью этой библиотеки можно:

  • убрать различия в отображениях документа, которые существуют между браузерами;
  • абстрагировать интерфейс;
  • исправить большую часть проблем, которые могут возникнуть при просмотре страницы.

Эта информация нужна всем, кто решил направиться в веб-разработку. В других случаях достаточно просто ознакомиться с библиотекой, понять принцип действия и двигаться дальше.

Освоить серверный язык программирования

Тут будущему специалисту предстоит делать выбор. Серверные языки нужны для того, чтобы описать возможные сценарии взаимодействия пользователя с приложением или сайтом. Перед обучением стоит тщательно продумать стратегию. Языков этого вида довольно много: PHP, Ruby, Java, C, Python и другие. Обычно в проекте используется тот, на котором есть больше специалистов.

Самым распространенным серверным языком программирования является PHP. Стоимость работы с его использованием невысока, ведь порог вхождения в нишу будет низким.

Где получить опыт?

Освоить профессию с помощью одних только самостоятельных заданий невозможно, нужно заниматься реальными проектами. Постепенно знания позволят зарабатывать хорошие деньги. Свой первый код можно написать при создании собственного проекта, сайта или программы. Так поступают при изучении курсов программирования. Однако это не единственный способ.

Для начала можно искать заказы на биржах фриланса. Придется заниматься мелкими и недорогими задачами, чтобы заработать определенный рейтинг и доверие со стороны работодателей.

Интереснее и перспективнее работать на англоязычных биржах. Оплата там больше, а задачи – разнообразнее. Такой опыт пригодится для создания портфолио. После работы в интернете можно найти компанию и строить в ней карьеру. Многие программисты так и продолжают работать удаленно ради собственного удовольствия и чувства независимости.

Довольно интересным вариантом будет поиск проекта, над которым работают такие же начинающие специалисты. Можно обратиться за помощью к знакомым программистам, которые смогут поделиться неким спектром задач. Многое зависит и от направления, которое было изначально выбрано для обучения. Так, при написании программ намного лучше сделать собственный проект.

Статистика

Если вы собираетесь заниматься аналитикой, то без статистики никуда. С ее помощью выявляются закономерности, которые помогают в исследованиях. Например, можно написать программу, которая определяет, какие статьи принесли больше всего трафика и почему. Для этого находятся все похожие случаи и сравниваются их показатели:

  • день недели и время публикации;
  • формат статьи;
  • объем;
  • затраты на рекламу;
  • тема;
  • автор;
  • язык;
  • количество ключей.

Также с помощью статистики и алгоритмов можно создать искусственный интеллект с машинным обучением — тогда программисту останется лишь подождать, когда ИИ сам найдет закономерности.

Полезная литература:

  • Чарльз Уилан. «Голая статистика».
  • Савельев&nbspВ. «Статистика и котики».

Нужно: аналитикам, ученым, разработчикам ИИ.

Рекомендации

Профессионалы уверяют, что большое значение имеет первый язык, который начинает осваивать новичок. Именно эти знания станут основой для всех последующих. Первый язык позволяет понять логику написания кода, поэтому лучше, если он будет простым и понятным. Также следует как можно раньше начинать применять знания на практике.

Самым простым для изучения считается язык Python. Незамысловатый синтаксис не вызывает трудностей понимания логики, а знание этого языка позволяет сэкономить время. Более того, после освоения уже можно выполнять оплачиваемые задачи. Существующие базы библиотек сделают работу с Python максимально простой.

Следующим претендентом на изучение является Java. Язык популярный, используется при решении многих задач. Правда, осваивать его будет сложнее, чем предыдущий. Интересным вариантом будет и PHP. Особенность языка заключается в том, что есть много вариантов решения одной задачи.

Все специалисты сходятся во мнении, что это худшее начало погружения в профессию

При этом важно, чтобы первый язык позволял решать задачи в выбранной сфере деятельности

Что нужно знать, чтобы устроиться на работу джуниор-программистом

В каждом направлении программирования требования разные. Самый лучший способ узнать, что нужно знать, это «спросить» тех, кто нанимает джуниоров-программистов.

Откройте HeadHunter и посмотрите 7-10 junior вакансий в вашем городе по своему направлению. Выпишите требования из каждой из них, удалите повторы. Бинго, перед вами усредненный лист требований к джуниор-программисту в вашем направлении.

Мы сделали срез по самым популярным направлениям в Москве:

  • Что нужно знать, чтобы стать frontend junior программистом: Опыт работы с VueJS, Vuex, HTML5, CSS3, взаимодействие с бэкендом по Rest-Api, базовые навыки работы с Git, понимание основных принципов HTTP/REST/JSON, опыт работы с React,js
  • Что нужно знать, чтобы стать backend junior программистом: JavaScript, понимание ООП, базовые знания JVM, опыт работы с Git, оптимизация и отладка запросов в MySQL, знание Node.js, опыт работы с облачными сервисами
  • Что нужно знать, чтобы стать junior iOS программистом: Swift, базовое понимание ООП, базовое понимание MVC, опыт разработки клиент-серверных приложений, знание Git, Знание HTTP/S, REST API, JSON
  • Что нужно знать, чтобы стать junior Android программистом: Java, Android, Kotlin, понимаешь особенности разработки клиент-серверных приложений, Базовые знания Git, Gradle/Maven; Базовые знания HTTP/S, REST API, XML, JSON; Базовые знания Google Play Services (GCM, GM, GA, FIREBASE)

Что такое программирование – наука, искусство или ремесло?

Делалось много попыток обобщить знания о программировании. Но вопрос о том, что такое программирование с философской точки зрения, остается открытым. В разные моменты, в разных ипостасях – это и наука, и искусство, и ремесло.

Здесь самое главное состоит в том, что программирование – это еще и усидчивость, стрессоустойчивость, целеустремленность, а также терпение, терпение, терпение.

Против железного и хладнокровного компьютера эмоции не помогают. Нужны холодный разум, точный расчет, следование техническому заданию (если оно есть), внимательность и опять терпение, терпение, терпение.

Ведь предстоит из понятных человеку текстов, картинок, видео, жестов, взглядов и даже мыслей создать с помощью кода (посредством программирования) набор совершенно точных, математически верных и безупречных простейших действий автомата, каковым является компьютер или смартфон, или планшет.

Немыслимо трудно наш свободный язык и мышление облечь в форму простых и понятных кликов, тыков, тапов, иных жестов, которые должны стать понятны бездушному автоматическому устройству. Ведь «железки» на самом деле умеют всего-то выполнять одну-две сотни простейших команд, типа сложение, умножение, сравнение больше или меньше и тому подобное.

Мы не преуменьшаем мощности и возможности современной компьютерной техники. Но напоминаем, что компьютеры умеют выполнять строго ограниченный набор действий.

Программисты же – это те, кто наше безграничное мышление, нетривиальные действия и, порой, непредсказуемые поступки должны перевести на язык конечного автомата. Этому учат, этому учатся, у многих это отлично получается!

Дифирамбы программистам

Сложнейшее человеческое мышление и невероятные поступки программисты переводят в огромное количество простейших действий. А если простых действий безумно много, то это может в конечном итоге сымитировать высшую деятельность людей. Но никогда кодирование (программирование) не заменит самих людей, по крайней мере в той конфигурации компьютерной техники, какая есть сейчас.

Спасибо программистам! Без них не было бы всего разнообразия современной техники, устройств, компьютеров, программ, приложений. И не было бы огромной пользы для нас, простых и неискушенных пользователей компьютеров, телефонов, смартфонов, ноутбуков, планшетов.

Ура программированию, а также трансляторам языков программирования и их создателям! Слава всему тому, что позволяет нам быть на ты с техникой, которая нас окружает и работает на нас. И вот тут в первую очередь – слава программистам!

Дополнительные материалы:

1. Что такое переменная в программировании и чем она отличается от константы

2. Что такое переменная с индексами, массив, комментарий, цикл и счетчик в программировании на конкретном примере

3. Как программисты шутят

4. Что такое системное программное обеспечение

5. Деление в Excel двух чисел и работа над ошибками при вводе данных

Распечатать статью

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик. Уже более 3.000 подписчиков

.

Важно: необходимо подтвердить свою подписку! В своей почте откройте письмо для активации и кликните по указанной там ссылке. Если письма нет, проверьте папку Спам

Разобраться в мотивации

Перед началом обучения задайтесь вопросом, для чего вам это нужно. Если вы собираетесь программировать только потому, что у разработчиков высокие зарплаты, из этого ничего хорошего не выйдет.

В этой сфере нет никакой романтики, как опрометчиво полагают многие. Здесь нужно ежедневно много думать и читать, и человеку без математического склада ума будет просто тяжело работать. Это означает в том числе, что вы десять часов можете провести за решением одной задачи, пробуя различные варианты.

У программистов рутинная и механическая работа, и к этому нужно быть готовым. Правда, некоторые разработчики почему-то обижаются, когда их занятие не ассоциируют с творчеством. Тогда они находят красоту в коде: «О, вот эта реализация очень красивая». Странно это слышать, поскольку реализация либо работает, либо нет, а красота кода — от лукавого.

Приводим два экспертных мнения насчет того, является программирование творчеством или нет. Директор центра по подбору специалистов SymbioWay Даниил Пилипенко полагает, что это зависит от задачи:

— Программирование может быть и творчеством, и рутиной. Первым оно становится тогда, когда программист создает что-то новое: реализует алгоритм для задачи, проектирует архитектуру и даже просто придумывает имена переменным, методам и классам в своем коде. Но бывает и малотворческое программирование: например, исправить уже готовое приложение или баги своих коллег. Такие задачи программисты традиционно любят меньше.

Законы Мерфи для программистов

1. Ничто не работает так, как планировалось запрограммировать. 

2. Ничто не программируется так, как должно работать.

3. Хороший программист характеризуется умением доказать почему задачу невозможно выполнить, когда ему просто лень её выполнять.

4. На решение проблемы уходит в три раза меньше времени, чем на обсуждение всех «за» и «против» её решения.

5. Обещанный срок сдачи — это аккуратно рассчитанная дата окончания проекта плюс шесть месяцев.

6. Программисту всегда известна последовательность действий, которыми пользователь может повесить его программу, но он никогда не чинит эту проблему, надеясь на то, что никому никогда не придёт в голову эту последовательность исполнять.

7. Настоящие программисты любят Windows — все ошибки, сделанные по собственной тупости, можно свалить на Microsoft.

8. Следствие — 99% проблем, сваливаемых на Microsoft, является следствием тупости самих программистов.

9. В приступе злости все почему-то молотят по невинному монитору, вместо системного блока.

10. В случае голодовки настоящий программист ещё месяц сможет питаться едой, выковырянной из-под кнопок клавиатуры.

11. Настоящий программист уже как минимум поменял три залитых пивом клавиатуры.

12. Все, кто испытывает проблемы с настройкой кодировки, автоматически считаются неандертальцами.

13. Дилетантские разговоры о компьютерах вызывают резкую тошноту вплоть до приступов рвоты. Вопрос о том как поменять «обои» в Windows вызывает желание перерезать горло вопрошающему.

14. У большинства людей, нуждающихся в твоей помощи, причина ошибки в работе программы чисто генетическая.

15. HTML, HTTP, FTP, SMTP, TCP/IP, RTFM и т.д. — это слова, а не аббревиатуры.

16. Словосочетание «мышка-норушка» не несёт никакого смысла.

17. Самые мистические проблемы, широко раздуваемые и афишируемые, в конце концов оказываются твоими глупейшими ошибками.

18. Следствие — если твоя программа выполняет мистические действия, значит, ты сделал что-то невероятно тупое.

19. Самое плохое ощущение для программиста — когда вокруг тебя стоят десять человек и все пытаются найти причину проблемы в твоей программе, а ты уже понял, в чём проблема, но боишься сказать, потому что это что-то вопиюще глупое…

20. Решение всех жизненных проблем находится в интернете. Надо только уметь хорошо искать.

21. Конфликт логических указаний в жизни вызывает фатальную ошибку в работе мозга программиста — возможно повышение температуры и сильное головокружение вплоть до рвоты или потери сознания.

22. Тех, кто презирает программистов, программисты презирают сильнее, чем те, кто презирает программистов, презирают программистов, которые презирают тех, кто их презирает.

23. Если ты понял предыдущее — то ты программист.

На этом свете 10 типов людей — те, кто понимает двоичную систему счисления, и те, кто не понимает ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector