12 советов для первокурсников вузов

Что нужно купить студенту-первокурснику

Канцелярия для учебы

Перечень необходимых в обучении канцтоваров и аксессуаров:

Обложка для зачетки и студенческого билета. За 4-5 лет документы поизносятся, если их не «приодеть».

Набор тетрадей на 48 или 96 листов на кольцах со сменным блоком. Так проще вести и корректировать конспект.

Ежедневник. В вузе нет дневников, поэтому студентам нужно самим позаботиться о том, где записывать домашнее задание.

Ручки и стержни. Конспектировать придется большую часть лекций, поэтому ручек понадобится много.

Маркеры. Ими удобно выделять важные моменты в конспектах.

Бумага формата А4. Студенты постоянно пишут курсовые, доклады, эссе.

Папки и файлы для хранения бумаг.

Лампа. Читать, писать и работать за компьютером в темноте или при плохом освещении опасно для зрения.

Сумка или рюкзак. На занятиях в вузе вы будете реже пользоваться учебниками, чем в школе, но время от времени они будут нужны.

Спортивная форма. В вузе физкультура также относится к обязательным предметам.

Ноутбук или нетбук. Незаменимый помощник студента

При выборе модели обращайте внимание на удобство клавиатуры, компактный вес и продолжительность автономной работы.

Принтер. Студенты часто печатают доклады, рефераты, контрольные и дополнительные материалы

Вы сэкономите время и деньги, если купите принтер заранее.

Учащимся технических специальностей также понадобятся линейка, карандаши, чертежные инструменты, бумага других форматов и тубус.

Источник pixabay.com

Для жизни в общежитии

Общежитие — это не пустыня или лагерь, там будут мебель и матрасы. Однако менее габаритные вещи придется взять свои:

  • постельные принадлежности (если их не выдают или не хотите пользоваться казенными);
  • домашнюю одежду;
  • резиновые тапочки для душа;
  • средства личной гигиены и полотенца;
  • порошки и тазики для стирки, веревки (если нет прачечной);
  • посуду (минимальный набор — кастрюля, сковородка, тарелка, кружка, вилка, ложка и нож).
  • аптечку.

Электроприборы брать не стоит, так как во многих общежитиях пользоваться ими запрещено. При заселении уточните, есть ли интернет в комнате и при необходимости подключите его.

Стажировки для трудоголиков

Программы адаптации для студентов, полезная практика в перспективном месте, стажировки в крупных компаниях, летние карьерные программы… Зачем всё это? Наработаетесь ещё. Студенческие годы надо проводить в удовольствие, пока есть время! 

А как же приобрести профессиональные навыки? Для этого есть учёба, которая умеет создавать впечатление вашей подготовленности к построению карьеры.

Даже если кто-то из однокурсников устроится на летнюю стажировку или студенческую карьерную программу, не обращайте внимания. Вывод очевиден – это же трудоголик, которому нечем заняться в свободное время! А вы наверстаете карьерные возможности после окончания университета.

Правда, потом придётся конкурировать с сотнями недавних выпускников в надежде получить хотя бы младшую позицию, а та самая однокурсница с летней стажировкой уже работает полноценным специалистом и получает отнюдь не начальную зарплату.

Что нужно знать первокурснику

Прежде всего нужно усвоить: университет — это не школа. Здесь не будут вытягивать двоечников или требовать сдачи работ. Учеба рассчитана на самодисциплину. Придется самостоятельно узнавать сроки сдачи, искать материалы, готовиться к сессии, проявлять активность.

Несколько советов, которые помогут освоиться в новой роли:

  1. Постарайтесь влиться в коллектив и найти новых друзей. Обменяйтесь контактами с однокурсниками, чтобы взять конспект или узнать домашнее задание, если пропустите занятие. Познакомьтесь с куратором курса.
  2. Посещайте лекции. Во-первых, вы не отстанете от программы. Во-вторых, многие преподаватели отслеживают посещаемость и могут не допустить к сессии, если пропусков было слишком много.
  3. Выясните условия допуска к экзаменам. Некоторым преподавателям для этого достаточно посещаемости, другие требуют сдачи реферата или определенного количества ответов на семинарах.
  4. Составьте маршрут до здания факультета. Рассчитайте заранее, сколько времени уходит на дорогу, чтобы не опаздывать на занятия.
  5. Конспектируйте лекции. По этим материалам проще готовиться к семинарам и экзаменам. Часто преподаватели дают дополнительную информацию, которой нет в учебниках.
  6. Отправляйтесь за учебниками как можно раньше. Книг не так много и те, кто пойдет в библиотеку позже других, могут остаться без них.
  7. Запишите расписание пар и запомните расположение корпусов и аудиторий. Кроме этого, советуем выписать график работы библиотеки и спортзала.
  8. Соберите информацию о педагогах. Чьи пары нельзя пропускать, кто ставит зачеты автоматом и т.д.
  9. Распределите предметы. Профильные нужно знать досконально, а второстепенные можно учить ровно настолько, чтобы сдать зачет.
  10. При выборе места в аудитории садитесь за средние ряды. В самом дальнем, как правило, сидят отстающие и желающие заняться своими делами. По крайней мере, так думают преподаватели, а их мнение стоит учесть.
  11. Будьте активны на семинарах. Выступайте с докладами, отвечайте на вопросы. Такое поведение поможет приблизиться к «автомату».
  12. Не затягивайте с написанием курсовых и дипломов. Оптимальный вариант — начать работу за несколько месяцев до сдачи.
  13. Просчитайте бюджет. Уточните размер стипендии и условия банка, на карту которого она будет поступать. Также узнайте основания лишения.
  14. Соберите информацию о льготах. Это могут быть скидки на проезд для студента, бесплатные билеты на мероприятия и многое другое.
  15. Носите с собой студенческий билет. По нему пропускают на учебу, предоставляют льготы в музеях и общественных местах.
  16. Узнайте о студенческих объединениях и кружках в своем вузе. Возможно, сможете записаться на английский язык или заняться искусством.

Источник pixabay.com

Советы абитуриентам

Куда поступать? Ответ на этот вопрос не придет сам собой. Подумайте, кем вам хотелось бы работать через несколько лет

Это важное решение, и относиться к нему нужно соответственно. Однако не стоит загонять себя в стрессовое состояние мыслями о том, что сейчас решается ваша судьба и назад дороги не будет

Расслабьтесь немного и просто представьте себя через пять лет. Кто вы? Чем занимаетесь? Что вас окружает? Исходя из этого и определяйтесь со специальностью. Не стоит поступать куда-то просто потому, что туда поступает ваш друг. Также выбирать место учебы по предметам, которые вам будет проще сдать на экзамене, — не самая лучшая стратегия.

После того, как определились с будущей профессией, найдите учебные заведения, в которых ей обучают. Изучите сайты университетов, пообщайтесь со студентами, которые учатся в них в данный момент. Так у вас будет более полная информация о том, что вам даст учеба в том или ином месте, какие плюсы и минусы каждого университета.

Боитесь, что не получится поступить по выбранной специальности? Здесь есть несколько решений. Самые очевидные — выбрать запасной вариант, который подходит по тем же экзаменационным предметам, или подождать год, за который вы сможете не только лучше подготовиться к поступлению, но и еще раз все обдумать, пересмотреть свое решение или убедиться в его верности.

Если же с вузом все понятно, соберите необходимые для поступления документы, в том числе и те, которые позволят вам получить льготы. Сделайте их в нескольких экземплярах, подайте в понравившиеся места и ждите результатов.

Признаки того, что родители чрезмерно влияют на твою самостоятельность:

Не позволяют тебе взрослеть

Если в любой ситуации тебе требуется согласие родителей, и если они чутко следят за каждым твоим шагом, это уже повод забить тревогу. Время, когда они должны были проверять, выполнил ли ты домашнее задание, уже давно позади, и настало время, когда ты начинаешь полагаться на себя и становишься самостоятельным.

Не учитывают твоего личного пространства

Личное пространство – это одна из наибольших свобод, которые у нас есть. Чем старше мы становимся, тем важнее для нас пределы нашего личного пространства и тем лучше мы его защищаем. Если родители знают о каждом твоём шаге и выражают несогласие с тем, как ты распоряжаешься своим временем, они вторгаются в твоё личное пространство. Особую тревогу вызывает ситуация, когда родители планируют или участвуют в планировании твоего графика.

Ты совершаешь что-либо лишь потому, что так хотят родители

К сожалению, многим родители выбирают специальность, и таким образом ставят их в зависимость от себя. Когда родители так или иначе делают выбор или принимают окончательное решение, что ты можешь делать, а что тебе запрещено, то тем самым они отбирают у тебя свободу и самостоятельность. Все те поступки, которые мы совершаем в жизни под влиянием других, как правило, – те, относительно которых у нас нет мотивации. Ответь для себя на вопрос, что ты совершаешь в жизни, попросту не имея на это достаточной мотивации, и уточни, ради кого ты фактически делаешь это.

Мысли материализуются!

Думай о хорошем, ведь закон подлости таков: чего боишься, то и произойдет. Посмотри: рядом с тобой идут второкурсники, третьекурсники – они же пережили сессии и продолжают учиться дальше. Значит, и ты сможешь!Сессия – это время, которое дается на подготовку к экзаменам и сами экзамены. Обычно она длится 2-3 недели. Все, что было пройдено за 1-2 семестра, ляжет в основу экзаменационного билета. Во время сессии расписание экзаменов составлено с таким расчетом, чтобы на подготовку было отведено от 3 до 4 дней на каждый.
Накануне сессии необходимо сдать все «хвосты», предметы, по которым ставится «зачтено», они без экзамена. Для некоторых эта задача может оказаться «делом для супермена», если необходимо защитить скопившиеся лабораторные работы. Здесь нервишки дадут сбой. Чтобы такого не случилось, мой совет: все лабораторные и практические сдавай вовремя. По себе скажу: выходишь с занятия – все понятно, но через  несколько дней в голове чистый лист. Невольно начинаю себя «грызть»: почему не сделала раньше? Обязательно до сессии возьми у однокурсников конспекты, которых у тебя нет. Найди учебники по экзаменационным предметам, чтобы пролистать темы, которые тебе было сложно освоить в семестре.
Самое сложное на сессии – справиться со стрессом и рационально распорядиться временем. Отправляясь на экзамен, обязательно возьми зачетку: в нее выставляют экзаменационные отметки. Неявка на экзамен по неуважительной причине приравнивается к неудовлетворительной оценке.

И ещё немного психологии

Профессиональная успешность человека определяется тремя параметрами:

1. Адекватный конечный результат. Пройдёт немного лет и Вы получите синий или красный диплом.

2. Оптимальный уровень нервно-психических затрат. Если диплом у Вас красный, а лицо синее, Ваш труд не был успешен.

3. Степень удовлетворённости результатом. И диплом синий и лицо — красное, но свербит в голове мысль: «Ну и что? Куда его (диплом) теперь девать?» Это надо было на первом курсе думать.

Так вот, чтобы все три пункта у Вас совпали, немного о психогигиене.

1. Человеческий мозг имеет два полушария. Левое — «мыслитель» — оно управляет вербально-знаковой деятельностью (чтение, счёт, понимание формул и т. д). Правое — «художник» — оно управляет образной деятельностью (сновидения, восприятие музыки, ориентация в пространстве). Техническое образование развивает функции левого полушария. Число его нервных связей увеличивается. Но природа не терпит асимметрии. И «недоразвитое» правое полушарие начинает «тормозить» развитие левого. Давайте ему (правому) эстетическую нагрузку. Дискотеки и «музона» здесь мало. Сделайте над собой усилие и ходите в картинные галереи, театры, читайте классику. Поверьте, это не больно. Зато, как заработает голова! Да пусть Вас убедят примеры великих:

Туполев любил ходить в театр

Ильюшин увлекался художественной фотографией

Антонов великолепно рисовал

Миль любил рисовать и знал три европейских языка

У Мясищева в КБ была кличка «Артист» — элегантный мужчина, знаток искусств и авиационного проектирования…

КАРОЧЕ: На дворе ХХI век. Уже стыдно быть убогим технарём, пора стать просвещённым ТЕХНОКРАТОМ. Впрочем, для гуманитариев все эти рекомендации с точностью до наоборот (в смысле полушарий) тоже справедливы.

2. Человек не машина — в начале любой деятельности у него происходит примерно часовой период «врабатываемости», вхождения в работу. Не всегда правильно, когда первая пара лекций начинается со сложных предметов. Но это не от нас зависит. А вот когда вы работаете самостоятельно, не начинайте сразу с трудных заданий. Сначала делайте техническую работу (заполнить таблицу, составить отчёт, переписать пропущенную лекцию), «втянитесь» в работу и уже «на пике» переходите к трудным заданиям, сложным для Вас предметам и наукам.

3. Успех любой деятельности зависит от психологической готовности человека к ней. Запомните формулу:

Психологическая готовность к деятельности = Общая готовность + Ситуативная готовность

Общая готовность — знания, умения, навыки и установки.

Ситуативная готовность — приспособление психики к действиям в конкретной ситуации.

Готовясь к экзамену вы формируете подобие знаний, умений и навыков, но главное УСТАНОВКУ (я же учил… я на лекции ходил… до меня же люди сдавали…). А в день экзамена формируете ситуативную готовность (ритуалы) помогающие стабилизировать психику. «Счастливая» одежда, талисман, в аудиторию входить задом, билет брать левой рукой, в полночь высунуть зачётку в форточку и сказать «Шара, ловись!», и до экзамена её не раскрывать — все это не суеверия, а ритуалы. Если от этого Вам спокойнее — значит так и надо делать.

И вообще этот мир устроен несправедливо. Старики, которым спешить некуда, страдают бессонницей и рано встают. Молодым, которым именно сейчас нужно сделать многое, трудно вставать утром. А НАДО. Ведь Вам отпущен очень короткий срок для получения образования, создания семьи, первых профессиональных успехов. В тридцать лет «браться за ум» поздно, ибо нет его, ума-то… Поэтому утром формируйте УСТАНОВКУ: улыбнитесь себе в зеркало и скажите: «Я молод, счастлив, талантлив. Сейчас я поеду учиться в самый лучший в мире университет — Казанский государственный технический имени Андрея Николаевича Туполева. А Туполевцы — не сдаются!»

Что касается технического аспекта независимости, то она появляется, когда у вас есть:

– собственный доход

В тот момент, когда ты сам сможешь позаботиться о себе, многое изменится. В первую очередь, изменится отношение к самому себе, что влияет на то, как на тебя смотрят родители. Когда у тебя появится собственный источник постоянного дохода, у тебя будет больше свободы и, тем самым, возможностей распоряжаться своей жизнью так, как тебе заблагорассудится.

– возможность совершать самостоятельные поездки

Пока тебе для поездки в столицу соседней страны на выходные требуется согласие родителей, она остаётся под вопросом, ведь родителям нужно знать точный маршрут, твоих спутников, твои планы. Сегодня все города, где находятся факультеты, предлагают услугу проката велосипедов, что может помочь тебе быть мобильнее в течение всей недели. Если ты по выходным любишь путешествовать, встречаться с друзьями или ты родом из другого города, подумай о приобретении автомобиля. Здесь ты также столкнёшься с некоторыми проблемами, с которыми борются твои родители: то, чего мы желаем, превышает наши финансовые возможности. И здесь родители могут тебе помочь советом или рекомендацией, как тебе приобрести свой первый автомобиль.

– собственная территория

Когда однажды ты будешь жить по своему усмотрению, со своим парнем (своей девушкой) или друзьями по учёбе, твой распорядок дня будет таким, каким ты хочешь. Ты откроешь себя с новой стороны и будешь учиться жить вместе с ранее неизвестными обязанностями. Это сформирует твою личность и научит находить способы сосуществования с любым человеком.

Поэтому – прежде всего прислушайся к себе и определи то, что ты желаешь от жизни больше всего. Чем больше ты будешь познавать себя, тем лучше ты будешь жить и, сам того не осознавая, создавать среду, которая обеспечит тебе самостоятельность. Удачи!

По материалам журнала «Студент»

От физики к лирике

Для реализации президентской инициативы необходимо решить, как будет соотноситься дополнительный профессиональный модуль с основной частью учебной программы. А также каким образом учитывать и отражать в дипломе результаты его освоения, объяснила «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

— От этих и других факторов будет зависеть скорость закрепления этого положения в законе, — добавила депутат.

При этом, отметила она, сегодня в стране уже есть успешные примеры реализации подобных программ. Так, у студентов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) есть возможность с первого курса формировать индивидуальные образовательные траектории.

— Наш вуз внедрил такой проект в этом учебном году, и сегодня в нем задействовано порядка 4 тыс. студентов, — объяснила проректор ТюмГУ Таисья Погодаева. — Кроме того, в университете есть Школа перспективных исследований по семи направлениям, и каждый студент после двух лет общей программы выбирает одно из них.

В числе сложностей, возникших при запуске проектов, представитель вуза назвала довольно жесткие требования Федерального государственного образовательного стандарта. На необходимость менять ФГО, делать его более гибким и вариативным, указала и заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Сегодня студент не может перейти, например, с исторической специальности на химическую, где уже с первого курса начинаются профильные предметы.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что по крайней мере на первом этапе студенты получат возможность выбирать после второго курса только близкие к их специальностям направления.

— С кардинальными переменами есть много вопросов. Например, что делать, если студент при поступлении в вуз не сдавал, допустим, физику, а потом захотел пойти на факультет, где она нужна, — отметила она в беседе с «Известиями».

Высшая школа экономики еще в 2014 году перешла на новый образовательный стандарт бакалавриата, который предусматривает выбор так называемого майнора — дополнительного профиля к основному ядру образовательной программы для изучения на втором и третьем курсах, сообщила «Известиям» старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. Майнор выбирает каждый студент. Главное ограничение — направленность выбираемого майнора не должна совпадать с основным направлением подготовки студента. На внедрение этой системы понадобилось полтора года.

Обучение «под ключ»

Практика частичного применения системы «2+2+2» существует и в ряде вузов, участвующих в проекте «5-100».

— Перевод на новое направление подготовки доступен в Уральском федеральном университете круглогодично. Ежегодно этой возможностью пользуются более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение именно на втором курсе, — рассказал «Известиям» ректор вуза Виктор Кокшаров.

В Дальневосточном федеральном университете учащиеся получили возможность переходить на смежные профессии в 2017 году.

— До сегодняшнего дня это выглядело так: студенты продолжали обучаться по своей основной образовательной программе и сверх нее получали дополнительные модули. Если инициатива президента будет реализована, университеты смогут выстраивать более гибкие образовательные траектории, — сказала «Известиям» проректор вуза по учебной работе Анна Тышецкая.

С 2014 года обучение в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) строится по принципу «2+2+2».

— По окончании третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки, выстраивая свою траекторию обучения на следующие два года, — сообщила проректор вуза по образовательной деятельности Елена Разинкина.

На данном этапе, по мнению сенатора Виктора Кресса, важно ознакомиться с существующим опытом университетов и решить, как органично его масштабировать на всю страну

Почему важно стать независимым?

Каждый согласится, что прекрасные годы учёбы, когда, с одной стороны, у нас есть новая свобода, а с другой – беззаботность, обеспечены поддержкой родителей. Но, тем не менее, этот период – короткий и имеющий ключевое значение для подготовки к дальнейшей жизни. Независимость от родителей мы можем разделить на эмоциональную и техническую составляющие.

Обретение эмоциональной независимости благодаря мощным связям между родителями и детьми может продолжаться гораздо дольше, чем период учёбы. Постоянно задавай себе вопросы и отвечай на них. Мнение, которое у тебя есть, – действительно твоё? Совершаешь ли ты шаги в том направлении, в котором желаешь двигаться? Ты счастлив? Ты реализуешь себя? И главное, что именно ты делаешь лишь для того, чтобы угодить другим?..

Если у тебя с родителями хорошие и тесные отношения, различение этих вещей проблематично, поскольку порой твоё видение полностью совпадает с видением родителей, лишь ненамного отличаясь. Именно этот нюанс – то, что делает тебя взрослой самостоятельной личностью.

Если же ты с родителями – «по разные стороны баррикад», и вы не успели сформировать тесные доверительные отношения, важно осознавать, совершаешь ли ты поступки сугубо для себя или через силу, желая что-то доказать. Не позволяй самому себе создавать дополнительные препятствия и стены на намеченном тобою пути

Также осознай, что, несмотря на факт расхождения с родителями, всё не так уже плохо. Подумай о мотивах для конкретных шагов, которые ты совершаешь, и позаботься о том, чтобы совершать их в свою пользу, доказывая что-либо только самому себе, а не действуя назло.

Разработка учебной программы

Концепция обратного дизайна предполагает, что выбор учебного контента и формирование программы происходят на заключительном этапе создания учебного курса. Благодаря этому можно найти такие материалы, которые действительно будут помогать студентам в достижении учебных целей, а не просто придавать программе солидности без фактической пользы для учащихся.

Учебный план обычно включает в себя самостоятельное чтение учебной литературы, лекции, семинары и групповые проекты, а также формирование и закрепление навыков, необходимых для завершения курса или программы.

Порядок проведения консультаций

При «перевёрнутом консультировании» можно легко изменять учебный план студента, чего не позволяет ни одна стандартная кураторская программа. Соответственно, формат самих встреч кураторов со студентами тоже должен быть гибким.

Удобное время и формат онлайн

Возможность выбора удобного времени для консультаций, проведение их в онлайн-формате повышает вовлечённость учащихся и создаёт для всех равные условия

Особенно важно это для маломобильных или работающих студентов и для тех, кто посещает только факультативы или по каким-то причинам не имеет возможности приходить на очные встречи. В период пандемии онлайн-консультации, конечно, стали просто незаменимы

Не только персональные встречи, но и групповые

Консультационные программы могут включать не только индивидуальную, но и групповую работу с куратором. Совместные встречи — не просто способ перераспределения учебной нагрузки студентов: чувство общности побуждает учащихся увереннее задавать интересующие их вопросы, и куратор тут воспринимается уже скорее как преподаватель, а не просто личный наставник.

Разбор запросов в группе помогает избежать стереотипных ответов: все студенты разные, поэтому и вопросы они будут задавать совершенно разные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector